Особенности субкультуры молодежи
Чем привлекательны субкультуры для подрастающих детей, в чём их опасность?
Существует множество классификаций молодёжных субкультур, по социально-правовому признаку и другим критериям, остановимся на следующих:
– просоциальные – социально-активные с положительной направленностью деятельности (молодежные объединения экологической, добровольческой, профессиональной направленности);
– асоциальные – социально-пассивные (музыкальные субкультуры, фанаты, байкеры и др.);
– по музыкальным предпочтениям (готы, панки, эмо, металлисты, рэперы и т.д.);
- антисоциальные – направлены против государства и его членов (нацисты, скинхеды и др.) по другой классификации, они же политические и мировоззренческие (скинхеды, битники, хиппи, неформалы и т.д.);
– имиджевые субкультуры (кибер-готы, моды, нудисты, стиляги, тедди-бои);
– спортивные фанаты (футбольные и хоккейные фанаты);
– по хобби (байкеры, райтеры, трейсеры).
На основе группового признака молодежные субкультуры подразделяются: по образу жизни – «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры); по способам времяпрепровождения; по социальной позиции – «зеленые», молодежные политические движения; по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.)
Таким образом, мы видим множество различных субкультур, выбирая которые, важно разобраться, какое воздействие окажет субкультура на психику взрослеющего ребенка, переживающего переходный период. Молодежные субкультуры разнообразны и своеобразны в идейном плане, выдвигают собственные нормы, ценности, модели поведения, способствующие социальному самоопределению личности. В современном обществе у взрослеющих детей великое разнообразие причин для вступления в субкультуры, вот несколько основных причин:
склонности к группированию, повышенная внушаемость, удовлетворение потребности в риске, романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны, потребность в свободе, восприятие жизни подростками как «скучной», кажется притягательным и интересным, смерть, преступления, уход из дома, поиск выхода своей энергии, проблемы в школе, конфликтные отношения с родителями, трудности в общении, в адаптации, желание избежать недружелюбия мира взрослых и поисками дружеских контактов, привязанностей, понимания ровесников, и многие другие, не всегда причины рациональны. Однако, важной возможностью для молодых людей при вступлении в группу является ориентация на свободу в самовыражении, в одежде, стиле и др. Молодой человек выбирает одну из субкультур, примиряющую его с окружающим миром и дающую ощущение жизни как цельного процесса.
Но, как вы думаете, субкультура создаст условия для познания себя, изменит пространство вокруг вас, создаст собственный «мирок» с близкими по духу? Отчасти возможно! Но проникая в определенную субкультуру подростки принимают «чужой мир», ценности и правила придуманные кем-то ранее, возникает иллюзия что можно продуцировать собственный образ мира посредством погружения в субкультуру.
Оказывают ли субкультуры влияние на самосознание молодого человека? ДА! Оказывают значительное влияние на самосознание, самоуважение человека, так как субкультурные группы выступают для человека в качестве значимых.
В подростковом возрасте преобладает склонность к группированию, повышенной внушаемости, в этот период легко попасть в неформальную группировку, поддаться влиянию сверстников, подросток легко может стать участником различных субкультур, и страшно, если неформальной группировкой окажутся «клубы самоубийц». Поэтому, уважаемые читатели, возьмите на вооружение следующую информацию, существуют опасные субкультуры, несущие суицидальный характер: скинхеды, гопники, эмо, криминальные группы, «клубы самоубийц», субкультура АУЕ Арестанстко-уркаганским единством (встречается также трактовка «арестантский уклад един») и др.
Не позволяйте своим детям и себе углубляться в познание субкультур посредством интернета, и вступления в переписку с участники подобных групп, т.к. именно на просторах интернета таких групп очень много. Переписываясь с участниками, состоящими в подобных группах, можно проникнуться «эффектом заражения» и идеями не о жизни. Подростки, которые переживают сложный период в жизни, сами ищут группы в социальных сетях, где, как им кажется, их поймут. Однако вместо поддержки, ребята получают еще больший заряд пессимизма и негатива, попадают под опасное влияние и после этого уж точно не видят смысла жить.
Поэтому мягко и вежливо интересуйтесь жизнью детей, вникайте в реальных и виртуальных друзей своих взрослеющих детей, формируйте атмосферу доверия, объясните что в интернете, в социальных сетях, не должно содержаться много личной информации, личные данные (телефон, домашний адрес и место учебы), информация которая может стать инструментом для воздействия на детей. Чаще позволяйте взрослеющим детям выражать свои мысли, эмоции, идеи, чтобы у детей не возникало желания искать поддержки и общения в социальных сетях и субкультурах.
Если у сына или дочери вы заметили резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать побольше карманных денег без внятного объяснения, на что дети хотят их потратить, возможно, ваши взрослеющие ребята попали под влияние субкультур отрицательной направленности. В этом случае ваша задача – научить ребёнка говорить «НЕТ», уметь воспринимать любую информацию критически, анализировать, например, какие выразительные средства (слова, приёмы, образы) участник неформальных групп, субкультур, применяет, чтобы произвести на вас впечатление, предположить мотив, цель вашего собеседника, и зачем он старается вызвать определенные эмоции, чувства, постараться увидеть не только конкретное сообщение но и образ собеседника, его мотивы.